Автозаправочная станция, АЗС, это что?

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Классификация и определения Требования к размещению Информация и документация АЗС Здания и сооружения АЗС

Классификация АЗС

Автозаправочная станция – это разновидность малой распределительной нефтебазы, обеспечивающей топливом автомобили.

– комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.

Автозаправочные станции общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: у автостоянок, в местах пересечения дорог, на автомагистралях.

Ведомственные автозаправочные станции обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. При их организации используются местные условия этих предприятий, поэтому их конструкция зачастую отличается от конструкций станций при одинаковых общих требованиях к ним.

Автозаправочные станции (АЗС) в соответствии с НПБ 111-98 на «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» классифицируются на следующие типы:

— технологическая схема которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

  • тип А — общая вместимость резервуаров от 40 до 100 м 3 ;
  • тип Б — не более 40 м 3 .

— КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ , выполненного как единое заводское изделие.

Определения характерных терминов

— расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

— топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС .

— перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

— оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

— резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

— размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.

— обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

— технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

— здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС .

— здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС .

— технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

— территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).

— резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.

— cооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.

— технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС .

Читайте также:  ПЗУ что это в компьютере, ппзу

— участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.

— огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.

— комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.

— устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.

— воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.

— комплекс оборудования, предназначенного для периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.

— комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС герметичности резервуаров на месте эксплуатации.

— комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или духоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.

— выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.

— комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС .

Источник: proofoil.ru

Определения и основные термины АЗС

Автозаправочная станция (АЗС) – разновидность малых нефтебаз, предназначенная для заправки транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания различными видами жидкого и газообразного топлива. При создании и эксплуатации этих объектов пользуются рядом специальных терминов.

  • Аварийный пролив топлива. Такая ситуация возникает при аварийной разгерметизации технологического оборудования или нарушении правил его эксплуатации. Нефтепродукт поступает из трубопровода или резервуара в окружающую среду.
  • Аварийный резервуар. Служит для сбора нефтепродукта, пролитого в результате возникновения аварийной ситуации. Установка – одно из мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность объекта.
  • Граница АЗС. Линия, ограничивающая на ситуационном плане территорию, на которой должны быть соблюдены нормативные условия пожарной и экологической безопасности.
  • Двустенный резервуар. Обеспечивает безопасное хранение нефтепродукта, благодаря системе контроля герметичности сосуда. В межстенное пространство помещают датчики, которые в случае разгерметизации внутренней емкости подают сигнал о возникновении аварийной ситуации.
  • Заглубленное размещение оборудования. Подразумевает монтаж оборудования под давлением на уровне, который ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м, и оборудования без давления, оказываемого содержимым, – не менее чем на 0,2 м.
  • Заправочный островок. Технологическая площадка, на которой размещают легковые и грузовые автомобили для их заправки жидким или газообразным топливом.
  • Здания на АЗС. Служат для сервисного обслуживания водителей и клиентов, а также для техобслуживания ТС.
  • Линия выдачи. Включает оборудование, обеспечивающее безопасную подачу нефтепродукта из топливного резервуара к ТРК.
  • Линия деаэрации. Включает дыхательный клапан, с помощью которого регулируется давление газо-воздушной среды в топливном резервуаре при наливе и выдаче нефтепродукта, а также при изменении температуры окружающей среды.
  • Линия наполнения. Содержит оборудование, обеспечивающее безопасный налив нефтепродукта из автоцистерны в топливный резервуар.
  • Узел налива УН – жидкостный противодетонационный предохранитель который герметично соединяет патрубок шланга автоцистерны с трубопроводом линии наполнения топливных емкостей.
  • Линия обесшламливания. Служит для удаления подтоварной воды, загрязненной шламом (включениями твердых частиц).
  • Линия рециркуляции. Это оборудование обеспечивает циркуляцию паров по замкнутому контуру, без их выхода в окружающую среду, при наливе и выдаче нефтепродукта.
  • Многокамерный резервуар. Топливная емкость, внутреннее пространство которой разделено одной или несколькими перегородками на герметичные секции. Двустенные перегородки обеспечивают возможность контроля герметичности отсека путем измерения давления в межстенном пространстве.
  • Насос перекачивания. Служит для перемещения нефтепродукта внутри технологической системы.
  • Одностенные резервуары. Служат для хранения воды для эксплуатационных нужд АЗС и пожаротушения. Также они используются в качестве аварийных емкостей и в очистных установках.
  • Островок безопасности с облицовочной стальной коронкой. Обеспечивает безопасность оборудования, персонала и клиентов, предотвращая наезд ТС на ТРК.
  • Площадка для автоцистерны. Место, специально предназначенное для стоянки автоцистерны во время проведения сливоналивных мероприятий на АЗС.
  • Самостоятельный участок многотопливной АЗС. Часть общей технологической системы автозаправки, рассчитанная на выдачу одного вида топлива.
  • Сбросная труба. Устройство предназначено для выброса в атмосферу без сжигания природного газа, паров СУГ или СПГ с соблюдением правил пожарной безопасности.
  • Система непрерывного контроля герметичности двустенных резервуаров и труб. Комплекс оборудования, контролирующего давление в межстенном пространстве. Выявляет в начальной стадии нарушения герметичности топливного резервуара и формирование сигнала о возникновении аварийной ситуации.
  • Система, предотвращающая переполнение топливной емкости. Это комплекс оборудования, в состав которого входит магнитный поплавковый переключатель. Его функция – контролировать уровень нефтепродукта и формировать звуковой и/или световой сигнал, если жидкость достигает порогового значения.
  • Технологическая система. Комплекс оборудования, адаптированный для удобного и безопасного приема, аккумулирования и выдачи топлива с контролем его количества и качества.
  • Технологический отсек. Обособленный участок общей технологической системы, в котором устанавливается технологическое оборудование.
Читайте также:  Что такое поршень в двигателе работа поршня

Источник: www.pnsk-online.ru

Что такое АЗС и АЗК: расшифровка аббревиатуры, классификация автозаправок

Каждый автовладелец пользуется услугами автозаправочной станции. Однако мало кто из них знает, как изнутри устроена АЗС. Какие существуют правила заправки транспортных средств, какое оборудование должно быть в обязательном порядке? К тому же существует множество разновидностей «заправок». Со всем стоит разобраться подробнее.

Что такое АЗС

Современная АЗС расшифровывается как «автозаправочная станция», это комплекс сооружений и зданий со специальным оборудованием, служащий для пополнения топливных баков транспорта, а также реализующий смазочный материал и технические жидкости. Помимо этого на территории АЗС нередко можно видеть небольшие торговые точки, кафе, автосервис. Станции делятся на две большие группы:

  1. Ведомственные. Располагаются на территории конкретной организации и обслуживают только ей принадлежащий транспорт. Топливо не продают – отпускают по специальным документам: например, путевкам;
  2. Общего пользования. На этих заправках реализуют ГСМ владельцам транспорта любого вида собственности. Оплата производится за наличный или безналичный расчет. АЗС общего пользования располагаются на самых оживленных участках магистралей, а также в городах.

Устройство и оборудование автозаправок

Прежде чем бензин или дизельное топливо попадут в бак, горючее проделывает непростой путь. На на АЗС оно попадает разными способами: это может быть ж/д состав, трубопровод или бензовоз. Последний метод – самый распространенный. Этот вид спецтранспорта имеет цистерну, разделенную на ряд секций, благодаря чему можно транспортировать несколько видов горючего. Секция объемом 10900 литров сливается в течение примерно 30 минут. Но до слива привезенная продукция проходит контрольную проверку:

  • смотрят документы на груз;
  • проверяется и вскрывается пломба на люке цистерны;
  • определяется уровень наполненности емкости;
  • берется анализ. Далее рассмотрена структура заправочной станции.

Топливохранилище

Существует 2 типа: подземные и наземные. Резервуары делают из стали в два слоя. Наибольший объем емкости на АЗС среднего типа – 50 «кубов». Существуют резервуары и под 200 куб. м, считающиеся мини-нефтебазами. К ним предъявляются иные требования. Уровень горючего измеряется метроштоком: процесс необходим при сливе топлива и пересменке операторов.

В топливораздаточную колонку бензин, солярка поступают из описанных выше резервуаров. Как устроена ТРК?

  1. Приемный клапан. Препятствует обратному перетоку топлива в хранилище;
  2. Фильтр. Стоит после приемного клапана;
  3. Двигатель + насос. Работают вместе и могут быть соединены одним валом, но чаще используется ременная передача, т. к. защищает мотор от чрезмерной нагрузки;
  4. Газоотделитель. Разделяет горючее и газ. По конструкции это небольшая емкость, в которой топливо задерживается и «успокаивается», газы при этом уходят вверх сквозь дренажные отверстия;
  5. Электромагнитный клапан. Находится в открытом состоянии, когда в ТРК закачивается топливо. Как только процесс закончился, закрывается;
  6. Топливоизмеритель. Функция понятна из названия. Бывает механическим либо электронным;
  7. Смотровое окно. Это застекленная полая колба. Она показывает работу клапана. Если в ней горючее есть, значит, он работает;
  8. Раздаточный пистолет. Служит для наполнения бака транспортного средства, а также прекращения подачи топлива переполнении емкости.

АЗК и его отличия от АЗС

Обычная автозаправка (АЗС) ограничивается реализацией ГСМ и технических жидкостей. Иногда, как дополнение на них обустраивают небольшие продуктовые магазины. Возможно наличие эстакады. Автозаправочный комплекс (АЗК) является предприятием, которое помимо обеспечения ГСМ, оказывает целый ряд услуг:

  • мойка;
  • стоянка (иногда с охраной);
  • замена масла в двигателе, трансмиссии;
  • предоставление места для самостоятельного ремонта авто;
  • помощь в несложном ремонте;
  • кафе, организация отдыха водителя, пассажиров.
Читайте также:  Цены в Германии на авто с пробегом

Классификация автозаправок

Современные заправочные станции в первую очередь классифицируются по конструктивному исполнению:

  1. Стационарные АЗС – всем привычные станции, имеющие подземные топливохранилища и располагаемые вдоль оживленных трасс, в городах;
  2. Блочные (БАЗС). От предыдущей разновидности отличаются тем, что топливораздаточные в этом случае размещаются непосредственно над топливохранилищем, находящимся под землей и зачастую составляют с ним единое целое. Резервуары – горизонтальные, только двухстенные. В блок хранения горючего входит все нужное оборудование: контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства и система, защищающая окружающую среду от загрязнения;
  3. Контейнерные. У этих бензозаправок топливохранилища находятся над землей. При этом бензоколонки интегрированы непосредственно в контейнер: и то и другое выполнено в виде единого заводского изделия. Контейнерная станция используется для приема, не длительного хранения и выдачи потребителям, максимум, 3-х разновидностей горючего (чаще всего в населенных пунктах);
  4. Модульные (МАЗС). Также комплектуются резервуарами под топливо с надземным расположением. В состав заправочной станции тоже входят контейнеры. Подключенные к ним ТРК образуют цельное заводское изделие. Отличие от предыдущего типа топливозаправочных станций в том, что бензоколонки находятся не внутри контейнеров, а на отдельных островках. Такое решение дает возможность устанавливать различные типы ТРК, т. к. в отличие от КАЗС лимиты по габаритам бензоколонок здесь отсутствуют. Между собой МАЗС различаются количеством и видом оборудования, а также габаритами, некоторыми конструктивными особенностями;
  5. Передвижные (ПАЗС). Это мобильные автономные системы, смонтированные на шасси авто, полуприцепе либо прицепе, сделанные как одно целое. На ПАЗС имеется резервуар-цистерна емкостью 5-20 «кубов». Отсеков может быть несколько: для заливки горючего разного типа. В зависимости от этого на передвижных АЗС находится одна либо две колонки.

Существуют и другие классификации автозаправочных станций: например, по расположению топливохранилищ:

  • подземные;
  • надземные;
  • на транспортном средстве.

Если учитывать нормативные параметры, то АЗС подразделяются:

  • по числу колонок;
  • по количеству возможных заправок авто за сутки;
  • по объему топливохранилищ;
  • по количеству заправок во время пиковой нагрузки.

Классификация станций по функциональному назначению:

  • ведомственные;
  • общего пользования (описание см. выше).

АГНКС: расшифровка аббревиатуры

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – так расшифровывается АГНКС. Задача этого предприятия – заправка автотранспорта сжатым природным газом (метаном), в отличие от АГЗС, где предлагается углеводородный газ.

В Советском Союзе первые АГНКС стали работать в 1939 году. Сегодня метан в свои автомобили заправляют более 4,5 млн. автовладельцев по всему миру, где находится примерно 9000 АГНКС. В РФ, согласно информации от ГИБДД, 212 тыс. машин, использующих в качестве топлива метан. Из них легковых авто 127 тыс., грузовиков 67 тыс. и автобусов 17 тыс. Как уверены специалисты, число газомоторных единиц техники будет увеличиваться многократно.

Преимущества АГНКС

Сразу стоит отметить, что строительство метановых АГНКС поддерживается на государственном уровне во всех странах. Причина – экологичность топлива, невысокая по сравнению с бензином или соляркой стоимость. По присутствию вредных веществ метан чище бензина на 37%. Среди достоинств газового топлива стоит отметить:

  • увеличение срока службы силового агрегата примерно в полтора раза;
  • уменьшение затрат на ТО и капитальный ремонт;
  • увеличение пробега до замены масла;
  • более долгий эксплуатационный срок для свечей;
  • понижение шумности силового агрегата как минимум, в два раза.

Не стоит забывать и о стоимости: она ниже бензина и дизтоплива в 2 раза. имеются и иные плюсы: например, безопасность, как это ни странно звучит. Например, при пожаре бензин растекается по поверхности, газ метан улетучивается.

Все вышесказанное говорит том, что в ближайшее время количество транспорта, использующего газобаллонное оборудование, возрастет многократно. Это относится и к автогазозаправочным станциям.

Источник: swapmotor.ru