Тормозной путь автомобиля: что это?

От чего зависит и как рассчитывается тормозной путь

Ни один из производителей не указывает параметры тормозного пути в технической документации к своим моделям, но отрицать важность этой характеристики может лишь человек, бесконечно далекий от управления автомобилем. Значение данного параметра – величина непостоянная, зависящая от объективных и субъективных факторов.

Понятия остановочного и тормозного пути

Вне зависимости от уровня профессионализма человека, управляющего автомобилем, при движении возникают ситуации, вынуждающие остановить транспортное средство. И сделать это надо очень быстро. Это могут быть:

  1. Выход из строя агрегата (узла) автомобиля, влияющего на безопасность движения.
  2. Препятствия на проезжей части (камень, яма, упавшее дерево).
  3. Неожиданное появление человека (животного) на дороге.
  4. Создание другими участниками движения аварийной ситуации.

Возникновение любой из ситуаций вынуждает водителя применять экстренное торможение автомобиля. Однако из основ физики известно, что любое движущееся тело какое-то время продолжает поступательное движение, повинуясь силе инерции. То есть, проходит определенное расстояние.

Тормозной путь автомобиля – это расстояние, пройденное им в отрезке времени, ограниченном моментом срабатывания тормозной системы и моментом его полной остановки. Этот временной отрезок — «время тормозного пути».

Но за рулем автомобиля не робот, а человек, которому необходимо время на анализ ситуации и принятие решения, или время реакции, в течение которого авто продолжает движение, проходя путь реакции.

С момента возникновения необходимости остановки и до остановки транспортное средство пройдет путь, равный сумме пути реакции и тормозного пути. Это – остановочный путь автомобиля, а время его прохождения называют временем остановочного пути.

Формула тормозного пути автомобиля

Часто возникают ситуации, требующие узнать тормозной путь автомобиля. Это необходимо при:

  • проведении криминалистической экспертизы (например, в случае ДТП);
  • контрольных проверках доработанных тормозных систем;
  • испытаниях автомобилей, запускаемых в серийное производство.

Расчет тормозного пути выполняется по формуле:

Коэффициент сцепления – величина непостоянная, поскольку его значение зависит от состояния дорожного покрытия. Ниже в таблице приведены усредненные значения Фс для основных типов дорожных условий.

Числовое значение коэффициента

Пример №1: Автомобиль движется по заснеженной трассе со скоростью 100 км/ч. На расстоянии ста метров водитель замечает внезапно возникшее препятствие и начинает торможение. S = (1/ (254 • 0,2)) • 100 2 . Путем несложных вычислений получаем длину тормозного пути автомобиля, равную 196,85 метра.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Существует две группы причин, влияющих на величину тормозного пути транспортного средства. Первая включает в себя причины, возникновение которых не зависит от лица, управляющего автомобилем. Это состояние дорожного покрытия и погодные условия. Не имея возможности в какой-либо степени воздействовать на них, водитель обязан их учитывать, когда выбирает скорость движения и дистанцию.

Вторая группа причин зависит от водителя машины. К ним стоит отнестись внимательнее.

1. Скорость

Влияние скоростного режима на остановочный и тормозной путь так велико, что правилами дорожного движения установлены жесткие ограничения, касающиеся передвижения транспортных средств в населенных пунктах, жилых зонах и т.п. Экспериментальным путем определены средние значения тормозного пути машины на определенной скорости. Данные значения в таблице верны для наиболее благоприятных условий движения: технически исправное транспортное средство, оптимальные погодные условия, хорошее дорожное покрытие.

Скорость транспортного средства, км/ч

Тормозной путь автомобиля, движущегося с указанной скоростью, в случае экстренного торможения, м

Как видно из таблицы происходит существенное увеличение тормозного пути транспортного средства в зависимости от скорости его движения.

Выбирая скорость движения, учитывайте еще один важный аспект. Это – скорость реакции водителя. И если время, затраченное на принятие решения у подавляющего большинства водителей примерно равно, то тормозной путь будет тем больше, чем выше скорость.

2. Погодные и дорожные условия

Изменение погодных условий способно существенно увеличить время торможения.

Пример №2: Автомобиль, движущийся по трассе с сухим дорожным покрытием со скоростью 80 км/ч, входит в полосу сильного дождя. На мокрой дороге снижается показатель коэффициента сцепления с 0,7 до 0,4. Применяя известную формулу, получаем: S = (1/ (254 • 0,4)) • 80 2 . Длина тормозного пути составила 62,99 метра, то есть увеличилась в полтора раза.

3. Техническое состояние автомобиля

К участию в дорожном движении допускаются технически исправные автомобили, что оговорено пунктом 11 ПДД. Разработан перечень неисправностей, которые препятствует участию транспортного средства в дорожном движении. И тормозная система занимает в этом перечне одно из ключевых мест. Узлы и агрегаты данной системы принимают самое непосредственное участие в остановке автомобиля. Изношенные тормозные накладки и колодки, деформированные и выработанные тормозные барабаны (диски), отработанная тормозная жидкость в силу потери части своих физических и эксплуатационных характеристик существенно увеличивают длину остановочного пути.

Не менее важна роль шин, поскольку они обеспечивают сцепление автомобиля и дорожного полотна. Давление в шинах, отличающееся от значений, рекомендованных производителем, увеличивает тормозной путь. Равно как и изношенная, «лысая покрышка». Недостаточная глубина протектора препятствует эффективному отводу воды и создаёт водяную пленку между колесом автомобиля и дорожным покрытием, создавая эффект аквапланирования.

Читайте также:  Колодки тормозные передние рено меган 3

В результате транспортное средство «плывет», теряя управление.

Грязные стекла и осветительные приборы снижают обзорность, увеличивая время для принятия решения, что отрицательно отражается на времени полной остановки.

4. Конструктивные особенности автомобиля

К возможному огорчению адептов теории о меньшем тормозном пути автомобиля с АБС (антиблокировочной системой), мнение экспертов на этот счет противоположно. В таблице приведены результаты тестирования легкового автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч в различных дорожных условиях.

Состояние дорожного покрытия

Величина тормозного пути, м

снежная каша, лед, неровности

5. Состояние дорожного покрытия

Наличие АБС сокращает остановочный путь лишь на сухом асфальтированном покрытии. Его ключевое преимущество заключается в другом: в полном сохранении контроля над авто в течение всего тормозного пути. У водителя нет необходимости в расчете силы давления на тормозную педаль. Система самостоятельно выбирает оптимальный режим остановки в зависимости от условий.

6. Потеря концентрации внимания водителем

Любое транспортное средство – источник повышенной опасности, и человек, управляющий им, должен быть сосредоточен на контроле дорожной обстановки. От степени концентрации внимания зависит время реакции водителя на ее (обстановки) внезапные изменения, скорость и правильность принятия необходимого решения.

Пример №3: Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч в условиях хорошей видимости, отвлекся на звонок смартфона и увидел препятствие, внезапно возникшее на расстоянии 150 м, с задержкой в 4 секунды. Путь реакции составил 100 м. Торможение началось в момент, когда до препятствия оставалось 50 м, при величине тормозного пути в данных условиях 53 м.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Правила дорожного движения РФ запрещают пользование мобильными устройствами (без гарнитуры) во время управления транспортным средством. Однако уровень дисциплинированности водителей в соблюдении запрета ненамного превышает нулевую отметку. Между тем, ученые доказали, что степень функциональности головного мозга водителя, разговаривающего по телефону, снижается до уровня человека, находящегося в состоянии легкого опьянения.

Коснувшись темы опьянения, напомним, что время торможения зависит и от состояния человека, управляющего автомобилем. Употребление алкоголя или наркотических препаратов снижает степень концентрации внимания, быстроту анализа обстановки и принятия решения.

Перечень причин, влияющих на величину остановочного или тормозного пути, не исчерпывается факторами, описанными выше. Обозначены лишь ключевые, игнорирование которых приводит к печальным результатам.

И в заключение, несколько слов о том, как повысить степень интенсивности торможения или как сократить тормозной путь. Существует два пути:

  1. Поведенческий. Он заключается в учете водителем транспортного средства при выборе алгоритма движения определенного комплекса факторов: возраст и состояние машины, ее загруженность, оживленность движения, характеристики дороги и т.д.
  2. Технический, основанный на повышении эффективности тормозной системы автомобиля: оснащение вспомогательными системами торможения, использование максимально функциональных комплектующих (диски, колодки) и т.п.

Все действия водителя, направленные на сокращение тормозного пути его автомобиля, не что иное, как его забота о повышении безопасности поездки.

Источник: avtomotoprof.ru

Что такое тормозной путь автомобиля и как его рассчитать?

Автоликбез 14 сентября 2019

Каждому водителю важно помнить, что его машина не может остановиться мгновенно. Для этого ему потребуется определенное время, на которое влияет большое количество факторов. Правила дорожного движения требуют соблюдать безопасное расстояние между собственным и впереди идущим автомобилем, чтобы в случае необходимости успеть затормозить. Чтобы знать величину этого расстояния, необходимо иметь представление о тормозном пути. Помимо этого, многие путают два понятия – тормозной и остановочный путь.

Понятие тормозного пути автомобиля

Даже, если за рулем машины сидит профессиональный водитель, на дороге всегда может возникнуть ситуация, когда необходимо максимально быстро остановить транспортное средство:

  • внезапное появление на дороге человека или животного;
  • неисправность транспортного средства;
  • нарушение другим водителем правил дорожного движения, что приводит к созданию аварийной ситуации;
  • непредвиденные обстоятельства: неровность дорожного покрытия, препятствие (упавшее дерево, камень) и т.п.

Для остановки автомобиля водитель использует педаль тормоза, приводя в работу его тормозную систему.

Тормозной путь авто – это расстояние, которое преодолевает транспортное средство за период времени с момента срабатывания системы торможения до достижения транспортным средством скорости 0 км/ч.

От чего зависит тормозной путь?

Очевидно, что дистанция торможения будет различной в зависимости от ситуации и ее условий. Так, факторы, влияющие на величину этого пути, делят на две группы:

  1. Факторы, которые зависят от автомобилиста.
  2. Факторы, которые не зависят от автомобилиста.

К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.

Дорожное покрытие тоже оказывает влияние на расстояние торможения. Если дорога гладкая без добавления камня, то дистанция, которая будет пройдена транспортным средством при торможении, также будет больше.

На заметку! Если на дорогах есть ямы, то, скорее всего, тормозной путь будет коротким. Это связано с тем, что на таком плохом участке дороге автомобилист просто не будет развивать высокую скорость.

Гораздо больше факторов, которые зависят от водителя (владельца машины):

  • скорость. Логично, чем меньше скорость, тем короче расстояние торможения;
  • состояние и устройство тормозной системы. Важно, чтобы машина, в том числе ее тормоза, работала исправно, чтобы колодки не были изношены, а давление в шинах было достаточным.
  • вид установленных шин. Протектор не должен быть сильно изношен, а тип установленной резины должен соответствовать погодным условиям;
  • загрузка автомобиля. Чем легче транспортное средство, тем проще его остановить. Расстояние торможения нагруженного автомобиля будет более длинным;
  • наличие системы ABS. На сухом асфальте данная система поможет остановить машину быстрее, а вот в гололед она позволит сохранить управление, но дистанция торможения при этом станет длиннее;
  • трезвое состояние водителя. Адекватный водитель быстрее реагирует на быстро меняющуюся ситуацию на дороге, благодаря чему, он быстрее остановит свой транспорт при необходимости;
  • отсутствие отвлекающих факторов во время движения. Зачастую замедленная реакция автомобилиста связана с тем, что он отвлекается и не следит за дорогой. Самый распространенный фактор отвлечения внимания – это мобильный телефон. Из-за замедления реакции того, кто управляет авто, путь торможения увеличивается.
Читайте также:  Замена задних тормозных колодок ауди 100 с4

Формула расчета тормозного пути

Иногда необходимо рассчитать величину тормозного пути, например в таких случаях:

  • испытания автомобиля;
  • криминалистическая экспертиза;
  • проверка работы тормозной системы авто после ее доработки.

Для выполнения такого расчета используют следующую формулу:

Sторм = Кэ * V * V / (254 * Фс), где:

Sторм – путь торможения;

Кэ – коэффициент торможения;

V – скорость машины;

Фс – коэффициент сцепления.

Последний коэффициент может быть разным. Так:

  • при сухой дороге он равен 0,7;
  • при мокрой – 0,4;
  • при снеге – 0,2;
  • при гололеде – 0,1.

Что касается коэффициента торможения, то он является постоянной величиной и чаще всего равняется единице.

Приведем пример. Машина движется летом по сухому асфальту со скоростью 80 км/ч. Необходимо рассчитать величину пути торможения.

S = 1 * 80 * 80 / (254 * 0,7) = 36 метров – это и есть расстояние торможения.

Важно знать! Тормозная дистанция авто прямо пропорциональна квадрату его скорости. Таким образом, увеличивая скорость в два раза, например, с 40 км/ч до 80 км/ч, расстояние торможения увеличивается в четыре раза.

Чем отличается тормозной путь от остановочного?

Тормозной и остановочный пути – это разные понятия, которые часто путают или принимают за одно и тоже.

Остановочный путь – это расстояние, которое прошло транспортное средство с момента осознания автомобилистом необходимости в остановки до достижения машиной скорости 0 км/ч.

А тормозной путь – это дистанция, которую прошла машина с момента срабатывания ее тормозов до ее остановки.

Таким образом, остановочное расстояние включает в себя не только дистанцию торможения, но и расстояние, которое прошло транспортное средство, пока автомобилист реагировал на дорожную ситуацию.

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?

Итак, итоговое значение этого пути включает в себя не только расстояние торможения, но и дистанцию реакции автомобилиста.

Чтобы рассчитать расстояние, которое пройдет авто за время реакции водителя, необходимо воспользоваться следующей формулой:

Sреакции = V / 10 * 3, где

V – это скорость транспортного средства.

Таким образом, итоговый тормозной путь будет равняться сумме двух значений: пути реакции автомобилиста и пути торможения:

Sитог = Sторм + Sреакции

Возвращаясь к примеру, в котором машина движется летом по сухому асфальту со скоростью 80 км/ч, рассчитаем дистанцию реакции.

Sреакции = 80/10 * 3 = 24 метра

Теперь, когда мы знаем, что дистанция торможения равна 36 метрам, а расстояние реакции – 24 метра, можно рассчитать его итоговое значение:

Sитог = 36 + 24 = 60 метров

Соответственно, полное время остановки – это временной период, за который машина пройдет итоговый тормозной путь. Это время складывается из времени реакции водители и времени, затраченного на тормозную дистанцию.

Формула его расчета следующая:

, где:

– время реакции водителя;

– время срабатывания тормозного привода;

– время нарастания тормозных сил;

– начальная скорость торможения;

– ускорение свободного падения;

– коэффициент продольного сцепления с дорогой колёс автомобиля;

– коэффициент эффективности торможения.

Важно! Общепринятая норма времени реакции автомобилиста равняется одной секунде.

Итак, итоговое остановочное расстояние включает в себя дистанцию реакции водителя и тормозной путь. На каждую из этих величин влияют определенные факторы. Чтобы сократить значение итоговой величины, необходимо соблюдать скоростной режим, следить за исправностью автомобиля, учитывать его загруженность и садиться за руль исключительно в адекватном состоянии.

Источник: autochainik.ru

От чего зависит тормозной путь автомобиля и как он рассчитывается

Тормозной путь — это важная характеристика для любого транспортного средства, в частности, для автомобилей. На этот параметр нужно обращать внимание при выборе ТС, жаль, что в большинстве случаев он упускается из виду. Эта характеристика много чего может рассказать про автомобиль, а знание реального показателя поможет избежать ДТП.

Понятие тормозного пути автомобиля

Что-то припоминается о тормозном пути автомобиля из школьного курса физики, но это было так давно, что уже даже на правду мало похоже. Хотя водителям стоит хорошо ориентироваться в этом понятии. Под ним подразумевается расстояние, которое проделывает автомобиль с момента начала торможения и до полной остановки ТС. Путаница возникает с остановочным и тормозным путями. Эти понятия часто путаются и считаются взаимозаменяемыми. Это совершенно не так.

Читайте также:  Тормозные колодки на пежо 308

Под остановочным подразумевается расстояние, которое преодолел водитель с момента осознания потребности в остановке до полного прекращения движения ТС. Получается, что расстояние, которое тратится на торможение, является составной частью остановочного пути. Что называется тормозным путём выяснили, теперь нужно разобраться с факторами, от которых зависит этот показатель.

От чего зависит тормозной путь

Производители автомобилей постоянно работают над созданием систем, способных уменьшать расстояние торможения машины, делая её таким образом более безопасной. Но законы физики никто не отменял, потому всегда остаются неизменными факторы, определяющие величину пути автомобиля при полном прекращении движения. Как изменяется длина тормозного пути и от каких обстоятельств это зависит будет рассказано ниже. Все существующие факторы мы разделили на две большие группы.

  1. Обстоятельства, которые не зависят от автомобилиста, сводятся к состоянию дорожного полотна и погодным условиям. На мокрой или скользкой дороге автомобиль будет дольше останавливаться, чем в сухую погоду. Гладкий асфальт без каменной крошки также увеличит расстояние, необходимое для окончательной остановки. В этом случае колёсам будет сложно сцепляться с гладкой дорогой. Плохое покрытие с различного рода неровностями косвенно влияет на тормозной путь. На таких дорогах водителю будет сложно развить большую скорость, следовательно, для остановки авто не потребуется много времени.
  2. Факторы, которые зависят от автомобилиста, сведены в следующий список:
  • состояние тормозной системы и особенности её устройства;
  • наличие ABS;
  • тип и особенности покрышек;
  • степень загруженности авто (над влиянием этого параметра ведутся споры и пока непонятно насколько значимым он является);
  • скорость передвижения.

Автомобиль не сможет остановиться быстро, если его тормозной контур находится в неработающем состоянии или степень износа колодок находится на предельном уровне. Задние дисковые тормоза демонстрируют более высокий эффект торможения и отлично сцепляются с покрытием.

Неоднозначная ситуация складывается с системами EBD и ABS. При сухой погоде тормозной путь действительно сокращается. При гололёде благодаря этим системам автомобиль сохраняет управляемость, но тормозит значительно хуже.

Что касается покрышек, то зимняя резина без шипов будет хорошо тормозить на голом асфальте (допускается лёгкое обледенение) и в каше из снега. На льду и заснеженной дороге отличный эффект торможения демонстрирует резина с шипами.

Когда и как производится замер

Такие вычисления могут потребоваться в ряде случаев:

  • испытания авто технического характера;
  • проверка работоспособности тормозной системы после ремонта или доработки;
  • экспертиза, проводимая криминалистами.

При движении по дороге заниматься расчётами тормозного пути нет смысла. В памяти водителя должны всегда находиться средние показатели. Они соответствуют нормальным погодным условиям, исправному автомобилю, в том числе, нормальному состоянию тормозной системы:

  • при скорости 50 км/ч автомобиль будет тормозить 16,3 метра;
  • на скорости 60 км. в час этот показатель возрастёт до 23,5 метра;
  • при скорости передвижения 70 км тормозной путь составит 32,1 м.;
  • 80 км/ч соответствует тормозной путь в пределах 42 м.;
  • 90 км/ч — это уже 53 метра;
  • при скорости 100 км. автомобиль будет останавливаться на протяжении 65,5 метров.

Эти показатели в разы будут увеличиваться при неблагоприятных погодных условиях. Если знать средние показатели расстояния, которое тратится на полную остановку автомобиля, то дистанция на дороге всегда будет соблюдаться, следовательно, риск столкновения существенно снизится.

Как вычислить тормозной путь

Чтобы произвести расчёт тормозного пути автомобиля, можно воспользоваться одним из нескольких способов. Наиболее распространённым и универсальным является применение формулы: S=Кэ*V*V/(254*Фс).

В этой формуле S обозначает искомое значение, которое нас интересует. Под Кэ подразумевается коэффициент торможения, для легковых авто он составляет единицу. Скорость передвижения авто в момент, когда началось торможение, обозначается V₀. Под значением Фс подразумевается коэффициент сцепления колёс с дорогой. Последний показатель зависит от погодных условий, которые определяют состояние дороги:

  • для сухого асфальта этот коэффициент составляет 0,7;
  • на мокрой дороге показатель снижается до 0,4;
  • в случае со снежным покрытием коэффициент берётся 0,2;
  • самый низкий показатель соответствует льду, он составляет всего 0,1.

Есть ещё одна формула расчёта тормозного пути. Выглядит она следующим образом:

S =V2/2μg. В ней под μ подразумевается показатель сцепления. Ускорение свободного падения обозначается g и принимается за 9,81 м/с. Скорость автомобиля в момент торможения обозначается V.

С этими формулами становится понятно, как рассчитать тормозной путь автомобиля. Выбираем любую формулу и подставляем значения, соответствующие конкретной ситуации.

На величину пути, необходимого для полной остановки авто, влияют многие факторы. О них всегда нужно помнить, ведь законы физики никто не отменял. Каким бы современным и безопасным ни было авто, на него распространяются общие законы сохранения энергии, инерция, скольжение и прочие физические явления. Всегда нужно адекватно оценивать ситуацию на дороге, сохранять правильную дистанцию на дороге, быть максимально собранным и внимательным.

Источник: drivertip.ru